Food Industry <br />Economics

Food Industry
Economics

ISSN Print: 2312-847X
ISSN Online:2411-4111
ISO: 26324:2012


АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ЭКСПОРТА АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Антонюк О.П.;Антонюк П.О.;Лысюк В.М.

Ключевые слова: агропродовольственная продукция;готовые продукты питания;товарная структура экспорта;география экспортных потоков;диверсификация экспорта;экспортная выручка

Страницы: 8-15

Анотация

В статье исследуются вопросы товарной и географической структур экспорта агропродоволь- ственной продукции, которая становится основным экспортным товаром Украины. Установлено, что на фоне катастрофического спада экспорта в целом, наименьшее сокращение имеет место по агро- продовольственной продукции, что подтверждает высокую востребованность отечественной продук- ции на мировом рынке. Выполненное исследование показывает, что в товарной структуре преобладает продукция растительного происхождения – то есть продукция с невысокой добавленной стоимостью. В то же время по продукции с высокой добавленной стоимостью имеет место значительное сокращение экс- порта, что свидетельствует об ухудшении товарной структуры. В процессе анализа выяснено, что в исследуемый период основой экспорта было семь товарных позиций, на долю которых в 2016 г. при- шлись 77,7 % всего экспорта, т.е. речь идет о крайне низкой товарной диверсификации экспортных потоков агропродовольственной продукции. При насыщенности мирового рынка это привело к значи- тельным финансовым потерям для страны в результате снижения экспортных цен. В исследовании динамики экспорта готовой пищевой продукции предложено выделить непосредственно продукты пи- тания и остатки, отходы пищевой промышленности, а также табак и промышленные заменители таба- ка, что позволит более объективно рассмотреть процессы динамики и структуры. Именно по продук- там питания имеет место наибольшее сокращение, что объясняется как потерей рынка в странах СНГ, так и проблемами с качеством этой продукции, в результате чего она не всегда находит покупа- теля на других рынках. Анализ географической и товарной структуры экспорта позволяет установить характер основ- ных товарных потоков: главными потребителями агропродовольственной продукции становятся стра- ны Азии и Африки импортирующие преимущественно продукцию растительного происхождения и жи- ры растительного происхождения; аналогичная ситуация наблюдается с экспортом в страны ЕС, в экспорте в страны СНГ большую часть составляют готовые пищевые продукты. На основе проведенного анализа можно сделать выводы, что Украина имеет значительный потенциал для наращивания экспорта связанный с увеличением производства и экспорта продукции мукомольно-крупяной промышленности и продукции переработки сои и рапса, повышением качества продуктов питания, что позволит выйти на рынок ЕС и других регионов мира.


Список литературы

1. Антонюк О.П. Аналіз структури експорту агропродовольчої продукції / О.П. Антонюк, П.О. Анто-
нюк // Економіка харчової промисловості. – 2004. – № 3(23). – С. 27-32.

2. Голомша Н.Є. Перспективи світового ринку зерна / Н.Є. Голомша, О.Я. Дзядикевич // Економіка
АПК. – 2016. - № 8 – С. 49-52.

3. Гончар І.А. Характер формування зовнішньої торгівлі України: статистична оцінка І.А. Гончар,
В.О. Бабірад-Лазунін // Статистика України. – 2013. - № 2. С. 16-20.

4. Гусаков В.Г. Продовольственная безопасность. Термины и понятия: энциклопедический справоч-
ник / В.Г. Гусаков. – Минск: Белоруснаука, 2008. – 356 с.

5. Державна служба статистики України [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http: //
www.ukrstat.gov.ua.

6. Карасьова Н.А. Вектори експортних потоків аграрного сектору України / Н.А. Карасьова // Еконо-
міка АПК. – 2016. – № 8. – С. 41-48.

7. Квітка Г. Ціни зростають, пардон, бо цукор рвонув за кордон / Г. Квітка // Пропозиція. – 2017. – №
2. – С. 26-27.

8. Le commerce extérieur agricole et agroalimentaire français – principaux résultats [Електронний ресурс]
– Режим доступу https://www.tresor.economie.gouv.fr/File/422039

9. Мука – продукт высокой добавленной стоимости [Електронний ресурс]. – Режим доступу:
МНИАП. Рф /analytics/ Muka-produkt-vysokoj-dobavlennoj-stoimosti/

10. Мухіна І.Г. Переорієнтація економіки України на європейський ринок: реалії, ризики та перспекти-
ви / І.Г. Мухіна, О.Р. Кануннікова // Бізнес-Інформ. – 2016. – № 10. – С. 34-37.

11. Украинский рынок подсолнечного масла 2016 [Електронний ресурс] – Режим доступу:
http://pelleta.com.ua/articles-rynok-podsolnechnogo-masla-2016-7.html

DOI: 10.15673/fie.v9i3.619

Скачать PDF