Food Industry <br />Economics

Food Industry
Economics

ISSN Print: 2312-847X
ISSN Online:2411-4111
ISO: 26324:2012

Оценка влияния внебалансовых нематериальных активов на рыночную стоимость предприятия

Мельник Ю.Н.; Володина Е.П.; Ланцман А.Ю.

Ключевые слова: нематериальные активы; внебалансовые нематериальные активы; немонетарные факторы; оценка рыночной стоимости предприятия.

Страницы: 20-26

Анотация

В современных условиях компании приобретаются по цене, зачастую превышающей в несколько раз стоимость их основного капитала. Это связано с тем, что стоимость часто привязывается не к материальным ресурсам предприятия, таким как здания, оборудование и т.д., а к репутации бренда, к опыту и квалификации его персонала, к результатам интеллектуальной деятельности, приобретенным имиджем, ценностью торговой марки и прочих нематериальных активов. При этом многие нематериальные активы в течение всего периода работы компании остаются скрытыми, то есть не учтенными в балансе. Целью данной статьи является исследование факторов влияния внебалансовых нематериальных активов и прочих немонетарных факторов на общую рыночную стоимость предприятий малого, среднего и крупного бизнеса с целью обеспечения их конкурентоспособности, дальнейшего развития и предоставления возможности управления стоимостью предприятия на рынке. Исследование показало, что степень влияния скрытых немонетарных факторов, в т.ч. внебалансовых нематериальных активов может быть более существенной, чем влияние балансовых нематериальных активов и прочих активов предприятия. Анализ трудов отечественных и зарубежных специалистов свидетельствует о том, что все большее число исследователей считают увеличение стоимости компании подтверждением эффективности ее деятельности. Это придает теме еще большую актуальность, поскольку если принимать стоимость предприятия, как наиболее объективный критерий оценки эффективности деятельности компании, дополнительную значимость приобретает каждый элемент формирования ее стоимости, методики оценки, способы выявления скрытых факторов ценообразования. Проведение исследования позволило выявить методологию определения стоимости предприятия с учетом внебалансовых нематериальных активов. Методика обладает рядом неоспоримых преимуществ, однако присутствуют и недостатки, которые могут быть нивелированы только при проведении дальнейших исследований.


Список литературы

1. Нематериальные активы как важнейший резерв роста капитализации компаний (на примере рыноч-ных активов) / Аналитический обзор, подготовлен В. А. Смирновой. – Москва, 2006 г., 13 с.

2. Оценка бизнеса: [учебник] / под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 512 с.

3. Бухвалов А.В. Исследование зависимости между фундаментальной ценностью и рыночной капита-лизацией компаний / А.В. Бухвалов, Д.Л. Волков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Менеджмент. – 2005. – № 1. – С. 26-44.

4. Терещенко О.О. Управління вартістю підприємства в системі фінансового менеджменту / О.О.Терещенко, М.В.Стецько // Фінанси України. – 2007. – №3. – С. 91-99.

5. Ермакова Ж.А. Методика оценки инновационного развития корпоративных структур / Ж.А. Ермакова // Креативная экономика. – 2009. – Том 3, № 7. – С. 84.

6. Лисовская И.А. Финансовый менеджмент: полный курс МВА / И.А. Лисовская. – М.: Рид Групп, 2011. – С. 112-114.

7. Freeman, Ch., Soete, L. (1997), The Economics of Industrial Innovation, 3d ed. – MIT Press.

8. Grant, R.M. (1991), The resource-based theory of competitive advantage: Implications for strategy formulation, California Management Review 33 (3): 114-135.

9. Copeland, T., Koller, T., Murrin, J. (1995), Valuation: Measuring and Managing the Value of Companies, 2nd ed. – N. -Y.: John Wiley & Sons.

10. Ahonen, G.(2000), Generative and commercially exploitable intangible assets, Classification of Intan-gibles. – Groupe HEC: Jouy-en-Josas, p. 206-213.

DOI: 10.15673/fie.v9i4.739

Скачать PDF